Лототип виртуального музея маяков мира

Маяки польского побережья

Автор: Виктор Прилуцкий (фото автора).

Публикуется с любезного разрешения автора

 На польском побережье находится несколько морских маяков, 16 из которых  по-прежнему действующие.Вот их названия, начиная с востока Польши: Krynica Morska, Port Północny (Gdańsk), Sopot, Hel, Jastarnia, Rozewie, Stilo, Czołpino, Ustka, Jarosławiec, Darłówo, Gąski, Kołobrzeg, Niechorze, Kikut, Świnoujście.Также интересны недействующие ныне маяки, которые находятся в Гданьск, Nowy Port и маяк на Górze Szwedów (восточная часть Хельской косы).В Польше посещение маяков среди жителей и туристов, вызывает огромный интерес. Для них создан так называемый «маячный маршрут» (польк. «Szlak Latarni Morskich»),протяжённостью более чем 500 км. 

 
Схема маршрута (http://podroze.gazeta.pl/podroze)
 
Этот маршрут можно пройти поэтапно. Вот и я в августе этого года решился начать  с посещения 4  маяков :Rozewie, Stilo, Czołpino, Ustka. В этом мне любезно помог мой польский коллега, член Общества любителей маяков  и автор многих печатных изданий- Аполониуш  Лысейко.
 

Устка (Ustka)

 
 
Маяк Устка (нем.Stolpmünde ) на довоенной открытке из коллекции Klausa Hülse
 
  • Высота башни: 19,5 м.
  • Высота огня: 22,5м. (над уровнем моря)
  • Характеристика  огня:OcW6s  (затмевающийся  белый  период 6 сек.) Темнота 2с-свет 4 с.
  • Дальность видимости  огня: 18 Mм (33 kм)
  • Координаты: 54° 35' 28'' N,16°51′27″E
 
Краткая история маяка
-1871 г. При маячной станции  поставлена мачта, на которую поднимался масляный фонарь с линзой  Френеля. Фонарь светил красным светом на расстояние около 6 морских миль [Мм], и высота огня составляла 11,6 м над уровнем моря.
 
- 1892 г. Построена  из красного облицовочного кирпича новая лоцманская станция  с прилегающей  с западной стороны к зданию восьмиугольной  башней. На вершине башни установлена  в фонарь оптика с более современной линзой, но характеристика огня, его высота и дальность видимости остались без изменений.
 
-1904 г. Изменена характеристика света  на белый затмевающийся. В таком виде маяк дожил до наших дней.
 
- 1945 г.15 ноября повторное введение в действие маяка после окончания II мировой войны.
 
- в1947 г.1 января изменение названия маяка с Postomino на Ustka.
Морской маяк в Устке стоит у основания  восточного мола, защищающему  вход в порт, лежащий в устье реки Слупии (  Słupiа) на  Балтике. В течение веков Устка была морским окном на мир для Слупска, который в XIV веке принадлежал Союзу Ганзейских городов и играл большую роль на Поморье. В 1831 году Слупск  продал порт в Устке  Пруссии и с этого времени наступило плановое развитие слупского порта, а особенно его портовых устройств. Теперь оптика маяка состоит из аппарата Френеля V класса  (диаметр 1120мм и высота 920мм). Источником света служат две (одна запасная) галогеновые лампы, мощностью 1000 Вт каждая. Маяк открыт для посещения с 1992г.

 

Фото 1 Современный вид маяка

Фото 2 Вид с восточного мола

Фото 3 Накат волн на мол с NW

Фото 4 Лестница на маяке

Фото 5 Ступени

Фото 6 Линза маяка

Чолпино (Czołpino)

Маяк Чолпино (нем. Scholpin)

  • Высота башни: 25,2 м.
  • Высота огня: 75м. (над уровнем моря)
  • Характеристика огня: Oc(2)W8s (затмевающийся  белый  период 8 сек.) Тем.2с-св.1с-тем.2с-св.3с 
  • Дальность видимости  огня: 22 Mм (40 kм)
  • Координаты: 54° 43' 10'' N,17°14′47″E
 
Краткая история маяка
-1872 г. Принято решение о постройке маяка на основании проекта, разработанного инженером  E.Куммером. Выбранное местоположение годами делало невозможным подвоз строительного материала сухопутной дорогой и потому был выстроен специальный помост, на который разгружались нужные стройматериалы, поставляемые при помощи барж. В связи с этим постройка маяка в Чолпино длилось три года. Была построена круглая башня из красного кирпича. Диаметр башни у основания составляет 7м, а на верху, ниже галереи- 6,2 м.
 
- в 1875 г. 15 января начало работы маяка. Изначально, на маяке были  установлены масляные лампы, которые использовали около 3600 кг минерального масла ежегодно. В период  между войнами, масляные лампы  были заменены электрическими. Теперь оптическое устройство состоит из цилиндрического аппарата Френеля  I класса, изготовленного во Франции в 1926г. Он состоит из 215 отшлифованных призматических элементов, расположенных  в 5 колоннах. Диаметр устройства составляет 1800мм, а высота-2750мм. Внутри линзы размещены две  1000-ватные лампочки, которая  включаются через фотоэлемент.
 
- в 1945 г. 7 декабря после войны опять зажегся  свет маяка в Чолпино  и непрерывно светит до дня сегодняшнего.
 
- в 1994 г. маяк был открыт для посещения, благодаря чему с высоты его башни можно увидеть красоту расстилающего вокруг Словинского национального парка , а также лежащие недалеко подвижные дюны.
Фото 7 Схема Словинского национального парка
 
Фото 8 Усадьба смотрителей маяка
Фото 9 Маяк в Чолпино
Фото 10 Лесная дорога к маяку
Фото 11 Вид с маяка на гору Ровокул (115м)
 
ПОДЪЕЗД
До маяка можно добраться идя по пути, который обозначен от паркинга (около 1 км) Словинского национального парка, к которому подъезжают от стороны Smołdzina.
 
Фото 12 Вид на фонарь и дюны
Фото 13 Световой аппарат

 

 Фото 14 Автор внутри линзы

Фото 15 Лестница маяка в Чолпино

 Стило (Stilo)

Почтовая открытка с видом маяка примерно в 1920г.

 

  • Высота башни: 33,4 м.
  • Высота огня: 75м. (над уровнем моря)
  • Характеристика  огня: Fl (3)W12s (проблесковый групповой  белый  период 12 сек.)
  • 0.3(2.2)  0.3(2.2)  0.3(6.7)=12сек.
  • Дальность видимости  огня: 23,5 Mм (43,5 kм)
  • Координаты: 54° 47' 21'' N,17°44′04″E
 
Краткая история маяка
- 1904-1906 постройка маяка. Общая стоимость постройки составила 81800 марок, из них 10000 марок стоил оптический аппарат.
-1926 установлена электролампа мощностью 2000 Вт и резервный газовый источник огня
- 1945 - 1948 обслуживание маяка солдатами  WOP (войска охраны пограничной зоны) и  матросами военно-морского флота.
- 1975 г. изменено освещение на рефлекторные лампочки, помещенные в 3 панелях (по 8 ламп в каждой) на оборотном столе. Старый рефлектор маяка с линзой Френеля является  теперь экспонатом музея маячной службы  в Розыве.
- 1992 г. открытие маяка для посещения 
 
Фото 16  Маяк в Стило
Фото 16 Маяк в Стило
 
Строительство маяка выполнялось по проекту Вальтера Кёрте из Берлина. Все строительные элементы были доставлены морским путём. На фундаменте из бетона и камней были смонтированы готовые стальные элементы, соединённые между собой болтами. Высота каждого элемента  составляла 95 см, а толщина-2 см. Стыки элементов заделаны оловом. Внутри конструкция покрыта пробкой, выкрашенной в белый цвет. На горизонтальном плане видно, что башня маяка 16-ти угловая. Наибольшая  ширина у основания составляет 7,3 метра, а  наверху под фонарём-3,7 м. Башня венчается двумя галереями и конусной крышей. Корпус окрашен в три пояса черный, белый и красный, начиная снизу. В мире есть три маяка такого типа конструкции, из них два в Европе, в том числе и в Стило. Хотелось бы отметить, что сейчас на маяке вместе с мужем работает женщина-смотритель Вероника Лозицка- дочь капрала  Войска охраны пограничной зоны в 1945-48гг. С 1948г.смотрителем на маяке в течение 33лет был её свекор-Стефан Лозицки, а муж Ромуальд работает здесь с1979г.
Фото 17  Лестница с элементами конструкции башни
 
Фото 17  Лестница с элементами конструкции башни
Фото 17 Лестница с элементами конструкции башни
 
Фото 18 Световой аппарат и система вентиляции
 
Фото 19 Вид со стороны технического  здания 1926г.
Фото 19 Вид со стороны технического здания 1926г.

 ПОДЪЕЗД

Маяк  расположен на возвышении около 1 км от берега моря в селе Stilo (на некоторых картах имеется название Osetnik). Доехать там лучше всего по дороге №213 в направлении на Wicko ,по пути нужно повернуть на дорогу к Sasinо и дальше к Stilo.

 

 

Фото 20 Памятный знак на стене к 100-летию маяка и лестница

Розеве (Rozewie)

Старый и новый маяк в Розеве (нем.Rixhoft) на старой открытке 19 в.

 

  • Высота башни: 32,7 м.
  • Высота огня: 83,2м. (над уровнем моря)
  • Характеристика  огня: Fl W3s (проблесковый  белый  период 3 сек.)
  • 0.1(2.9) =3сек.
  • Дальность видимости  огня: 26 Mм (48,1 kм)
  • Координаты: 54° 49' 82'' N,18°20′18″E
Краткая история маяка
- в 1696 г. издана шведская карта - старейший документ, подтверждающий существование маяка в Розыве. Первым смотрителем маяка была по легенде дочка шведского капитана, спасенная в этом месте рыбаками. С того времени мореплавателей предостерегал от опасности огонь, разжигаемый ею на краю берега.
- 1822, 15 ноября был введён в действие первый 16 метровый  маяк с 15 лампами Арганда.
-1875 с целью различия огня в Розыве от огня на маяке в Чолпино, построен  другой 16 м. маяк
- 1866 г. модернизирован огонь на старом маяке. Установлен аппарат Френеля I класса и лампы Арганда  заменены  горелкой на рапсовом масле, а с 1877 г. используется керосиновая лампа.
- в 1910 г. модернизирован  новый маяк и поднят на 5 м.
- в 1919 г. запрещено  употреблять двойное обозначение маяка в Розыве и старый маяк был выключен.
- 1945 г. установлен  передатчик и кроме светосигнала предоставляет сигнал RO согласно азбуке Морзе.
- в 1972 г. решением  Воеводского комитета  по реставрации  памятников  маяк причислен  к реестру памятников архитектуры.
- 1978 г.маяк поднят на 8 м. поскольку растущие буковые деревья начали заслонять свет. Заменен также старый оборотный механизм вместе с линзой на двухстороннюю  панель, содержащую 20 галогеновых рефлекторных ламп на каждой стороне и установленной на оборотном столе.
- в 1994 г. смонтирована станция GPS, позволяющая  определить позицию судна с точностью до 5-10 метров.
Теперь на маяке с 1964г.расположен музей маячной службы. В музее находится старый рефлектор с маяка Стило  с линзой Френеля, навигационные огни и модели  маяков, начиная с давнего маяка на острове Фарос. На стене башни висит  доска в память Леона Взорка, смотрителя маяка который в сентябре 1939 остался на посту, невзирая на наступление немцев. 11 сентября  он был немцами арестован и расстрелян. Маяк носит имя известного польского писателя Стефана Жеромского. Рядом с входом установлена копия  памятной доски 1933г., которая была уничтожена во время войны. В соседнем здании с кирпичным дымоходом содержится старая электростанция с  локомобилем, открыта для доступа посетителей в 2006г., а вблизи маяка расположены навигационные знаки.
 
ПОДЪЕЗД
Около 3 км дорогой №215 от Jastrzębiej Góry  до Władysławowa. Около маяка есть стоянка, на  которой можно оставить автомобиль.

 

 

Фото 21 Маяки, доступные для посещения через Общество друзей морского музея в Гданьске

Фото 22 Вид на маяк в Розыве

Фото 23 Световой аппарат маяка Розыве (за стеклом «новый» маяк)

Фото 24 Включение света

Фото 25 Лестница на маяк

 

Список использованной литературы:
  • M.Czerner  “Latarnie morskie polskiego wybrzeza” Poznan 1986
  • A.Lysejko “Polskie latarnie morskie” Wroclaw 2012
  • K.Bielicki “Latarnie  polskiego wybrzeza” Gdynia 2010
  • “Admiralty  List of Lights and Fog Signals” 2011/12 Vol.C

 

Маяки упоминаемые в материале: